--->

 

 

 

Очерк христианского вероучения

Введение. Вера и внутренний опыт

Божественное откровение и достоинство его источников

Духовная жизнь

Таинство покаяния. Таинство причащения

 

 

Материалы к новой
хрестоматии по христологии

 

Проповеди 

 

Контакты

 

 

ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ. ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ

В таинстве покаяния исповедающий свои грехи человек, при видимом изъявлении прощения ему от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом («Пространный Христианский катихизис Православныя Кафолическия Восточныя Церкви»). От кающегося требуется сокрушение о грехах, намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и надежда на Его милосердие. Кающийся должен со строгим судом рассмотреть всю свою жизнь. Покаянию как таинству обязательно должно предшествовать и последовать непрестанное покаяние как постоянное внутреннее внимательное собранное состояние человека. Средствами к покаянию служат молитва и пост. Священник-духовник молится и стремится помочь кающемуся, чтобы тот глубже раскаялся и отказался от греха. Потом священник возлагает на голову кающегося епитрахиль и руку и произносит разрешительную молитву. В качестве особенного средства к очищению и умиротворению совести покаявшегося священник назначает ему епитимию (это греческое слово значит «запрещение»), состоящую в некоторых лишениях и духовных упражнениях, чтобы человек мог победить греховные привычки и загладить неправды, и в отлучении за тяжкие грехи от св. Причащения на определенное время.

К исповеди из Евангелия от Луки (15,1-10):

«Приближались к Иисусу все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся».

Исповедую я многогрешный, и я многогрешная Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и тебе, честный отче, все свои грехи.

Согрешили маловерием или неверием, согрешили тем, что не имели должной любви к Богу и к людям, мало заботились о духовной жизни, мало боролись со своим эгоизмом и другими своими грехами, редко читали св. Евангелие, редко приходили на исповедь.

Может быть, отреклись от веры, отошли от церкви или кощунствовали.

Согрешили малодушием, унынием, отчаянием, ропотом на Бога, суевериями.

Согрешили нарушением постов, невоздержанностью в пище, пьянством.

Согрешили редким посещением храма, невыполнением ежедневных домашних утренних и вечерних молитв, рассеянностью во время молитвы, недостатком непрестанной внутренней молитвы.

Сознаете ли себя грешными в этом? Покайтесь.

Согрешили непочитанием и непослушанием по отношению к родителям; невыполнением и своей родительской обязанности воспитывать детей в духе христианском, не укоренили в их душах веры и благочестия.

Сознаете ли себя грешными в этом? Покайтесь.

Согрешили самолюбием, гордостью, тщеславием, властолюбием.

Согрешили празднословием, пересудами, злословием, осуждением.

Некоторые согрешили даже клеветой или доносами.

Согрешили человекоугодничеством, лицемерием, хитростью, ложью.

Согрешили праздностью.

Согрешили гневом, неприязнью к человеку, ненавистью, враждой, ссорами, мстительностью, оскорблением, проклятием, чернословием, злопамятностью, злорадством, завистью, жестокостью. Не отвечали добром на зло, как это мы должны делать. Не проявили сочувствия к страдающему и не постарались помочь ему. Не утешили имеющего скорбь. Не дали просящему. Не помогли исправиться имеющему пороки. Не защитили обиженного. Не посещали больных.

Раскаивайтесь ли в этих грехах?

Согрешили любостяжанием, скупостью, жадностью, нечестным приобретением.

Согрешили блудом, прелюбодеянием, сожительством в браке без венчания, абортами.

Говорите про себя так: на исповедь мы пришли ради одной цели: чтобы измениться к доброму; сознаем свою вину перед Богом и людьми; решаемся бороться со своими грехами, исправить свою жизнь, посвятить себя христианской любви к людям и просим простить и разрешить нас от всех наших грехов.

Поклонитеся. Господу помолимся.

«Господи Боже спасения рабов Твоих, милостиве и щедре и долготерпеливе, каяйся о наших злобах, не хотяй смерти грешника: но еже обратитися, и живу быти ему: Сам и ныне умилостивися о рабах Твоих... и подаждь им образ покаяния, прощение грехов и отпущение, прощая им всякое согрешение, вольное же и невольное: примири, и соедини их святей Твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем, с Ним же Тебе подобает держава и великолепие, ныне и присно, и во веки веков, аминь».

«Господь и Бог наш Иисус Христос благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит вам чада .., вся согрешения ваша: и аз недостойный иерей, властию Его мне данною, прощаю и разрешаю вас от всех грехов ваших, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

Иисус Христос установил таинство св. Евхаристии перед Своими крестными страданиями и смертью, когда «взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». «Сие творите в Мое воспоминание» (Мф.26,26-28; Лк.22,19). В Евхаристии под видом хлеба и вина мы таинственно причащаемся воскресшего духовного тела и крови Иисуса Христа и этим духовно общаемся с Ним. Тело Христа, которого мы причащаемся, нельзя сравнивать с нашим телом, т.к. это Его воскресшее тело, нетленное, неразделяемое, духовное. Греческое слово Евхаристия значит благодарение. Евхаристия является бескровной жертвой божественной любви Христа и нашим благодарением за Божии благодеяния. Участвуя в таинстве Евхаристии, мы переживаем крестную смерть Христа и видим в ней установление религии служения Богу в духе действительной любви, как образ для нашей собственной деятельности.

Евхаристия совершается во время богослужения, называемого Божественной Литургией. Греческое слово литургия значит общественное священное служение. Литургия разделяется на три части: проскомидия, Литургия оглашенных и Литургия верных. Проскомидия в переводе значит приготовление. В это время священник приготовляет на жертвеннике хлеб и вино, смешанное с водой. Во время Литургии оглашенных (слово «оглашенные» значит наставленные в вере, это готовящиеся принять крещение и стать членами церкви, верными называются члены церкви) бывает шествие с Евангелием и чтение из апостольских посланий и Евангелия. В начале Литургии верных священнослужители торжественно переносят с жертвенника на престол хлеб и вино для таинства. При этом вспоминается, как Христос шел на Голгофу, на страдания и смерть. В это время хор поет: «Иже херувимы тайно образующе (т.е. таинственно изображая херувимов) и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем ангельскими невидимо дориносима чинми (чтобы поднять Царя всех, т.е. Иисуса Христа, Которого невидимо с торжеством носят ангельские чины). Аллилуия (хвалите Господа)». Затем диакон призывает всех любить друг друга и единомысленно исповедовать Св.Троицу. Народ поет символ веры. Священник возглашает: «благодарим Господа!» и читает молитву, в которой благодарит Небесного Отца за то, что Он создал нас, и после того, как мы отпали от Него, спас, по своей бесконечной к нам любви, отдал на страдания Своего Сына, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Сын Божий принял смерть от рук грешников и в ночь перед Своими страданиями установил таинство Евхаристии. Священник громко повторяет слова, сказанные Христом: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое», и «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя». Потом священник поднимает хлеб и вино и произносит: «Твоя от Твоих, Тебе приносяще о всех и за вся», т.е. мы приносим Тебе, Небесный Отец, дары, от Тебя нами полученные, приносим за всех людей и за все Твои благодеяния. Во время пения: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися, Боже наш», священник молится о нисхождении Св.Духа, невидимым действием Которого хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа. Затем священник молится о живых и умерших. Народ поет молитву: «Отче наш». Потом совершается причащение.

Причастники молятся: «Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко не отринул мя еси грешнаго, но общника мя бытии Святынь Твоих сподобил еси. Благодарю Тя, яко мене недостойнаго причаститися пречистых Твоих и небесных Даров сподобил еси. Но, Владыко человеколюбче, нас ради умерый же и воскресый, и даровавый нам страшная сия и животворящая Таинства во благодеяние и освящение душ и телес наших, даждь быти сим и мне во исцеление души и тела, во отгнание всякаго сопротивнаго, в просвещение очию сердца моего, в мир душевных моих сил, в веру непостыдну, в любовь нелицемерну, во исполнение премудрости, в соблюдение заповедей Твоих, в приложение Божественныя Твоея благодати, и Твоего Царствия присвоение: да во Святыни Твоей теми сохраняемь, Твою благодать поминаю всегда, и не ктому себе живу, но Тебе нашему Владыце и благодетелю». «Паче же пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений: душу очисти, освяти помышления». «Очисти, и омый, и украси мя: удобри, вразуми и просвети мя. Покажи мя Твое селение единаго Духа». «О Пасха велия и священнейшая Христе! О мудросте, и Слове Божий, и сило! Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего».

 

 

 

Икона дня:

 

  К началу