--->

 

 

 

Очерк христианского вероучения

Введение. Вера и внутренний опыт

Божественное откровение и достоинство его источников

Духовная жизнь

Таинство покаяния. Таинство причащения

 

 

Материалы к новой
хрестоматии по христологии

 

Проповеди 

 

Контакты

 

 

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

Цель жизни человека в том, чтобы божественная жизнь (или, что то же, духовная, вечная жизнь, стяжание Святого Духа, жизнь во Христе) явилась в ограниченности его смертной природы, и в страданиях и унижении. К этой цели ведет путь веры, любви и самоотречения. Человек может и в условиях земного существования жить божественно-духовной жизнью, и это есть высшее благо. Содержанием божественно-духовной жизни является любовь. Бог есть любовь, и потому пребывает в Боге тот, кто живет любовью.

Заповеди Иисуса Христа являются свободными, безусловными принципами личной жизни: как поступать религиозно, свято, по-божественному, для Бога.

Христос говорит следующее:

«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего, подлежит суду» (Мф.5, 21-22).

«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5, 27-28).

«Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф.5, 38-41).

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5, 43-48).

«Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк. 6, 37).

«Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад» (Лк. 6, 30).

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8, 34-35).

Притча: «У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе, и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 11-32).

Духовная жизнь начинается, когда человек обратится к своему внутреннему состоянию, осудит себя и станет с горячей ревностью угождать Богу. Для этого нужно стараться пробудить в себе дух: почувствовать свою ответственность пред Богом, угрызения совести, смягчить свое сердце, хорошо увидеть свое внутреннее безобразие. Нужно подробно вспомнить свои грехи, со строгим судом, критически пересмотрев всю свою жизнь, дела, слова, помышления. В таинстве крещения или покаяния (исповеди) человек получает от Бога прощение и открывает вход в себя благодати Святого Духа.

Но в это время еще не побеждены страсти. Поэтому нужна внутренняя борьба с собой («невидимая брань»). Надо найти свою главную страсть и сначала сосредоточить внимание на противодействии ей; затем последовательно переходить к борьбе с другими страстями, особенно с себялюбием, чувственностью, гордостью и корыстностью. Сначала ведется борьба с греховными поступками и словами, а когда человек отвыкнет от них, продолжается борьба с дурными помыслами. Христос говорит так: «внемлите себе» (Лк.17,3); «царство небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11,12).

Нужно поставить себе задачей трудиться над добрым делом, например, избрать уход за больными, или милостыню, или распространение христианского учения среди детей.

Надо укрепить в сердце истинно-христианские расположения: любовь, сострадание, молитву и др. Внимание должно быть в сердце, это есть условие истинного господства человека над собою, свободы, духовной жизни. Собранный внутри себя видит все свои душевные движения и может ими управлять. Нужны постоянные внутренние духовные «делания». Об этом преп. Исихий пишет: «в каждое мгновение надобно иметь следующие четыре: смирение, крайнее внимание (к помыслам, или самонаблюдение), противоречие (помыслам, или отражение помыслов) и молитву». Следует научиться постоянной молитве, для этого в сердце повторять все время, всюду, за всяким делом краткую молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!» с горением любви ко Христу, смирением и укорением себя.

Нужно молиться по молитвеннику и своими словами. Следует иметь определенное молитвенное правило, его цель — собственная молитва, исходящая из сердца.

Исповедь нужно совершать постоянно. Все греховные поступки, слова, помыслы следует тотчас исповедовать всевидящему Богу с сокрушением духа, просить Его простить, очистить и дать силу избежать впредь. После вечерних молитв нужно делать исповедь грехов за прошедший день.

Необходимо размышление о Боге, об учении Христа, о Его страданиях, о своих грехах. При этом размышлении нужно обращаться к Богу с краткими молитвами. Надо приучить себя к постоянной памяти о Боге.

Нужно стеснить свое тело: обуздывать чрево, язык, уменьшить обычную меру сна, продлить молитву, не предаваться праздности.

Благодать Бога очищает, создает духовную жизнь и внутреннее обновление в человеке. Поэтому следует как можно чаще приступать к таинствам исповеди и причащения.

 

Далее...

 

Икона дня:

 

  К началу