--->

 

 

 

Очерк христианского вероучения

Введение. Вера и внутренний опыт

Божественное откровение и достоинство его источников

Духовная жизнь

Таинство покаяния. Таинство причащения

 

 

Материалы к новой
хрестоматии по христологии

 

Проповеди 

 

Контакты

 

 

БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ И ДОСТОИНСТВО ЕГО ИСТОЧНИКОВ

Христианское вероучение основывается на божественном откровении. Божественное откровение — это то, что Бог открыл людям. То же обозначает выражение: боговдохновенность книг св. Писания, это значит, что в этих книгах есть истины, открытые Богом. Божественное откровение было передано путем священного предания и записано в священном Писании, или Библии.

Участие христианского вероучения в познании относится к основным, или принципиальным, положениям и не исключает свободного исследования. Христианское учение нужно воспринять свободно и разумно, а не через внешнее подчинение авторитету.

Библия разделяется на книги ветхого и нового заветов. Но нужно иметь в виду, что в ветхом завете исходной была именно идея завета, как договора, а новый завет — это не обновленный ветхий завет, а новая религия, не удерживающая ничего собственно заветного, договорного, условного, никаких договорно-юридических понятий. Сущность ветхого (т.е. старого) завета была в том, что Бог через постепенные откровения приготовлял людей к принятию Спасителя. Св. Писание ветхого завета учило вере в единого Бога. Ветхий завет относился преимущественно к еврейскому народу, чтобы он среди того безнравственного идолопоклонства, которое в то время было распространено среди семитических народов, стал народом святым, носителем чаяний пришествия Спасителя, светом истинной религии для остальных народов.

В законе Моисея виден возвышенно-теократический дух. Теократия, или богоправление, была общим руководством Божиим, при котором правители должны были действовать по указанию закона Божия и частных проявлений воли Божией. Закон Моисея имел общечеловеческие идеальные начала. Но он имел и другую сторону: условную, национальную, поскольку еврейский народ, стоявший на низкой ступени нравственного и культурного развития, был неспособен подняться на высоту божественных и общечеловеческих истин, и это было причиной уступок в законе.

В противоположность духовности религии Христа, ветхозаветная религия носила резкие черты ограниченности. Эта ограниченность видна в том, что ветхий завет имел характер юридического договора, заключенного между еврейским народом и Богом, в результате которого евреи за послушание и веру желали получить от Бога землю, « текущую молоком и мёдом » , размножение, силу над другими народами и полное благоденствие. Истинной жизнью, как благом, они считали жизнь земную, долгоденственную, благоденственную, благоустроенную. Ветхозаветный закон был ограничен в том отношении, что он не простирал любви на не-еврея. Гуманный для внутренних отношений народной жизни, закон для врагов-соседей назначал злую участь поголовного истребления или рабства. Еврею запрещалось отягощать ростом или обращать в рабство единоплеменника и разрешалось делать это по отношению к иноземцу. И истинное богопоклонение евреи считали возможным только в национальных формах, в национальном храме.

По-преимуществу, ветхозаветная религия была религией пророков — особых провозвестников воли Божией. Пророки были свободными носителями божественного духа, представителями личного творчества в религии, поэтому пророчество выражало сущность истинной богочеловеческой религии. Пророки ожидали прихода в мир Спасителя Мессии, или Христа. Еврейское слово Мессия, как и греческое Христос, значит помазанник, преимущественно помазанник — царь. Для пророков вся история есть дело промысла Божия, откровение правды Божией. Они говорили о том, что должен наступить день Господень — время решительного суда над еврейским и всеми другими народами. Пророчество имело нравственный характер. Руководствуясь нравственными понятиями любви и правды, пророки произносили свой строгий суд над всеми сторонами народной жизни. Предметом пророческого нравственного учения было народно-социальное благо. И в этом заключалась ограниченность этого учения: оно исчерпывалось общественным строем и стремилось к условному общественному благу. Оно не захватывало внутренней жизни личности, ее внутреннего совершенствования и не знало духовного безусловного блага божественной жизни, которое позже было дано людям Христом.

Евреи не были верными хранителями завета с Богом. Внутренняя сила религии была утрачена, и появилась бессмысленная привязанность к ее внешним формам.

Стали характерными самомнение, фанатизм и презрение к язычникам. Евреи были заняты стремлением к земному благополучию и политической независимости и власти. Они ожидали своего национального, политического Мессию, который освободит их от власти Рима, создаст иудейское царство праведников и поработит им народы мира. Когда пришел в мир Иисус Христос-Мессия для спасения всего человечества от греха и духовной смерти, проповедовал новое откровение и царство духовное, « не от мира сего » (Ин.18,36) — то евреи отвергли и убили Его.

Книги св. Писания нового завета написаны преимущественно в I веке по Р.Х. Сущность нового завета заключается в божественно-духовной жизни как внутреннем высшем благе, которое дает Иисус Христос, Сын Божий. Хотя Христос пользовался языком и религиозными терминами, известными иудеям, но вкладывал в эти термины новый смысл. Религия Христа есть абсолютная форма религии, т.е. возведенная на ступень абсолютного выражения — с религии сняты всякие узы: национальные, политические, кастовые и созданные предрассудками, невежеством, страхом и расчетом; для личного духа открывается беспредельная перспектива и свобода, т.к. ему предлагается любить беспредельно, с самопожертвованием, поступать по-божественному, свято, с богосыновней свободой. Проповедуя небесную, духовно-личную и всечеловеческую религию, Христос отверг идею народной богоизбранности, которая была причиной национального партикуляризма евреев и земного, ограниченного характера их религии.

Важно значение самой личности Иисуса Христа, силы духа, которая проходит через черты Его евангельского изображения. Больные чувствовали на себе исходившую от Него силу исцеления. Грешники возрождались через общение с Ним для новой жизни: Мария Магдалина, мытарь Закхей, разбойник на кресте и др. Встречавшиеся со Христом сознавали в Нем идеал Праведника. Так Пилат, под впечатлением чистоты Христа, вынужден был торжественно выразить свою непричастность к Его осуждению: «взял воды и умыл руки пред народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего» (Мф.27,24). Грубый начальник римской стражи у креста был так поражен святостью распятого Христа, что воскликнул: «истинно Человек сей был Праведник!» (Лк.23,47).

Образ Христа производит впечатление необычайного величия. Даже противники христианства соглашаются с этим, например, представитель позитивизма Дж.Ст.Милль писал, что он «поражен личностью Христа, единичной во всей истории мира». Величие Христа отличается от обычного величия людей, как героев, государственных мужей, мыслителей, художников — в Нем величие внутреннего бытия, духа самого в себе, идеального Человека. Замечательно величие дела, которое Он пришел совершить: освободить человечество от заблуждений и рабства греху и соединить в духовное царство света.

В духе Христа гармоничность сил, отсутствие каких-либо односторонностей, присущих обычно людям. Христос носил в Себе полный мир. У Него безусловное господство духа нал плотью. У Него знание является исключительно плодом Его собственной мысли, оно не представляется заимствованным извне.

Но больше всего в образе Христа производит впечатление любовь. Он говорил Своим ученикам: «как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас», «Сын Человеческий (Христос) не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Ин.15,9; Мф.20,28). Христос первый дошел до конца жертвы, первый всю жизнь построил на блаженстве самоотречения. Его любовь имела характер абсолютности, она была явлением порядка неземного, откровением божественной любви. Христос носил в Себе тайну близости к Богу.

Итак, в любви к людям Иисуса Христа было явление любви Божией. Он учил о Боге как бесконечно любящем Небесном Отце. При этом все дело Христа исходило из Его близкого внутреннего отношения к Своему Небесному Отцу, именно отношения Сына к Своему Небесному Отцу. В Иисусе Христе действует Бог, открылись, стали «плотию» слова и воля Бога. В личности Христа нам открывает Себя Бог, Который есть любовь, показывает Себя таким, каков Он есть, показывает Свой Лик.

Самыми ценными источниками сведений о Христе являются Евангелия и другие книги, входящие в Новый Завет. Свидетельства о Христе есть и у нехристианских писателей древности: у иудея Иосифа Флавия и язычников Тацита, Светония и Плиния Младшего. Так, например, Тацит в своих «Анналах» (XV, 44) говорит, что «Христа, от имени Которого происходит это название (христиан), казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат». Иисус Христос пострадал на кресте около 30г. христианской эры.

 

 

 

 

ВЕРУЮ ВО ЕДИНАГО БОГА ОТЦА ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ, ТВОРЦА НЕБУ И ЗЕМЛИ, ВИДИМЫМ ЖЕ ВСЕМ И НЕВИДИМЫМ. И ВО ЕДИНАГО ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА, СЫНА БОЖИЯ... РАСПЯТАГО ЗА НЫ ПРИ ПОНТИЙСТЕМ ПИЛАТЕ, И СТРАДАВША И ПОГРЕБЕННА.

Древнейшее сохранившееся повествование о нечестивом суде над Иисусом Христом и унижениях, страданиях и крестной смерти, которые Он перенес, находится в Евангелии от Марка (составленном приблизительно через 40 лет после этих событий). Там рассказывается следующее. Иисус и Его ученики «пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа моя скобит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте (Пс.41,7). И отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе: пронеси чашу сию мимо Меня, но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня.

«И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! И поцеловал Его. А они возложили на него руки свои и взяли Его. Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо. Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания (Иов.19,13; Пс.21,7;68,9; 87,9; Ис.53,12). Тогда, оставив Его, все бежали. Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них.

«И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. Петр издалека следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня. Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили (Пс.26,12;34,11). Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточными. И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный. Но и такое свидетельство их не было достаточно. Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против тебя свидетельствуют? Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященнник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? (Ис.53,7). Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (Дан.7,13) (Пс.109,1). Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что нам еще свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они все признали Его повинным смерти. И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лицо, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам.

«Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна служанка первосвященника и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был c Иисусом Назарянином. Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух. Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них. Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них, ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно. Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите. Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от меня; и начал плакать.

«Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату. Пилат спросил Его: Tы Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь. И первосвященники обвиняли Его во многом. Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? Видишь, как много против Тебя обвинений. Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился. На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили. Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство. И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них. Он сказал в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти. Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву. Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским? Они опять закричали: распни Его. Пилат сказал им: какое зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его. Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал им на распятие.

«А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали полк, и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него: и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.

«Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его. И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его. И привели Его на место Голгофу, что значит Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял (Пс.68,22). Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять (Пс.21,19). Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский. С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен (Ис.53,12). Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! (Пс.68,21) спаси Себя Самого и сойди со креста. Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти. Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.

«В шестом часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого. В девятом часу возопил Иисус громким, голосом: Элои! Элои! Ламма савахвани? — что значит: Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил? (Пс.21,1). Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот Илию зовет. А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его (Пс.68,22). Иисус же, возгласив громко, испустил дух. И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу. Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий. Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, когда Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.

«И как настал вечер, - потому что была пятница, то есть день перед субботою, - пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали» (Мк.14,32-15,47).

Христос - наш Искупитель. Искупление в учении Христа (Мф.20,28), вместо своего прежнего, ветхозаветного значения, получило новый смысл. Искупление заключается во внутреннем освобождении человека от власти злого принципа жизни: вражды к Богу, неверия во Христа, злобы, тьмы. Христос от этого освобождает верующего человека тем, что дает ему блага духовной жизни и богосыновнее самосознание, которое примиряет человека с Богом как любящим Отцом, очищает, сообщает свободу, святость и блаженство. Богосыновнее самосознание есть настроение и поэтому является свободным делом человека.

Христос на кресте «был заклан и кровью Своею искупил нас Богу» (Откр.5,9). «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного» (Ин.3,16). Любовь есть жертвенность, самоотдача, самоотречение. Смерть Христа на кресте — это предельная жертва любви. Христос, по Своей воле, принял самую позорную казнь, как злодей, «проклятый» нарушитель закона. Невозможно вообразить более высокого подвига любви.

В Его уничижении и смерти открылась Его божественная слава, выразившаяся в даровании людям духовно-божественной жизни и богосыновства. Поэтому о часе Своего распятия Христос говорил так: «час Мой» (Ин.2,4;7,30;13,1); «на сей час Я и пришел» (12,27); «пришел час, чтобы прославился Сын человеческий» (Ин. 12,23); «ныне прославился Сын человеческий и Бог прославился в Нем» (13,32). Смерть Христа на кресте установила духовное общение Его с верующими, т.к. со Своей смертью Он духовно вселился в сердца верующих. Об этом Он сказал ученикам: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит Его, и Мы придем к нему, и обитель у него сотворим» (Ин. 14,23). Теперь в этом мистическом общении со Христом мы постоянно имеем источник духовно-божественной жизни, Его любовь дает нам нравственные силы.

 

И ВОСКРЕСШАГО В ТРЕТИЙ ДЕНЬ ПО ПИСАНИЕМ: И ВОЗШЕДШАГО НА НЕБЕСА, И СЕДЯЩА ОДЕСНУЮ ОТЦА.

 

Древнейшее свидетельство о воскресении Иисуса Христа мы находим в 1-ом послании апостола Павла к коринфским христианам (приблизительно через 25 лет после самого события). Апостол Павел писал им: «я первоначально преподал вам (или: передал вам), что и сам принял, то-есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе (=Петру), потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, а также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1 Кор.15,3-9). Апостол Павел еще объясняет: «если же (мы) и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2 Кор.5,16). «Господь (то-есть воскресший Иисус Христос) есть Дух» (2 Кор.3,17). Павел так говорит, обращаясь к христианам: моя молитва о том, чтобы «верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф.3,17). «Кто (живет) во Христе, (тот) новая тварь» (2 Кор.5,17). Воскресший Христос много раз являлся ученикам. Тело Его после воскресения было не таким, как наше земное, душевное тело, но было духовным телом (1 Кор.15,44). Явления воскресшего Христа ученикам говорят о реальности Его духовного общения с верующими, которое Он обещал. Его воскресение есть свидетельство реальности Его божественной, духовной жизни, которая, по своему бытию независима от материальных условий существования, сильнее смерти и является непреходящей, вечной действительностью. Воскресение Христа есть духовный результат Его нравственного подвига, уничижения и жертвы.

 

Далее...

 

Икона дня:

 

  К началу